В начале этого года Pinarello вышел на рынок гравийных велосипедов (гравелов) с двумя моделями: GAN GR Disk и явно более прогрессивной моделью GAN GR-S Disk, в которой используется тот же задний эластомерный мини-амортизатор, что и на Dogma K8-S. Все требования к гравийному велосипеду наличествуют на GAN GR-S Disk, включая дисковые тормоза, сквозные оси, удобство управления и зазор для шин шириной до 38 мм. Но достаточно ли этого, чтобы конкурировать на рынке, который быстро становится буквально пресыщенным?
В этом разбирается технический редактор портала cyclingtips.com Джеймс Хуан.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ DOGMA В ГРАВИЙНУЮ МАШИНУ
GAN GR-S Disk имеет крепкие семейные связи с Dogma K8-S, имея аналогичные формы переднего треугольника и профили труб, такие же приплюснутые нижние перья «Flexstay», отличительные S-образно изогнутые ноги вилки Pinarello Onda и такой же механический задний амортизатор из алюминия и эластомера. Как и в случае с Dogma K8-S, Pinarello говорит, что до 10 мм хода заднего амортизатора обеспечивает более плавную езду и лучшую тягу, не влияя при этом на жёсткость рамы и эффективность трансмиссии.
Что касается самого амортизатора, то он довольно прост и состоит из двух коротких алюминиевых трубок, которые телескопически входят одна в другую, небольшого куска эластомера, оси из нержавеющей стали, уплотнителя и нескольких композитных втулок, помогающих сохранить линейность движения. Есть также простая резьбовая нагружающая муфта, которая регулирует усилие нагрузки, необходимое для движения амортизатора.
В общем, это в основном миниатюрная версия того, что было на два десятилетия ранее у многих вилочных подвесок на горных велосипедах - вряд ли эксклюзивное новаторство с точки зрения технологии, но, справедливости ради, всё гениальное просто и Pinarello искусно прилагает это в данной ситуации.
При всём сходстве Dogma K8-S и GAN GR-S Disk, первый вряд ли подходит для гравия со своим скромным клиренсом, и только при сравнении геометрии этих велосипедов вы понимаете, насколько Pinarello пришлось изменить один, чтобы произвести другой.
Издалека GAN GR-S может казаться похожим, однако длина нижних перьев заднего треугольника на 10 мм больше, угол головной трубы немного отпущен, а вилка имеет больший наклон и всё это добавляет около 20 мм колёсной базе (в зависимости от размера) для большей устойчивости на рыхлом грунте. Длина от рулевой до подседельного штыря (reach) схожа, но высота от каретки до верха рулевой (stack, стек) увеличилась на GAN GR-S на 20 мм или около того для более вертикального и расслабленного положения. Интересно, однако, что Pinarello фактически поднимает на GAN GR-S кареточный узел на 5 мм по сравнению с Dogma K8-S - как раз наоборот тому, что типично для гравела.
Если оставить геометрию в стороне, то есть более очевидные изменения, которые соответствуют современной гравийной езде: перья заднего треугольника и ноги вилки расставлены более широко, чтобы вместить более толстые шины (до 38 мм), а дисковые тормоза установлены как спереди, так и сзади, при этом колеса монтируются на сквозных 12-мм осях. Есть монтажные крепления для грязезащитных крыльев, а также аккуратно скрытое крепление для запатентованного карбонового подседельного штыря, крепления для двух фляг, внутренняя маршрутизация тросиков (кабелей) и – аллилуйя! - традиционная итальянская резьбовая каретка.
Pinarello не приводит заявленный вес рамы GAN GR-S, но, с учётом увеличенных габаритов и более смешанного карбона (сделанное для увеличения ударной прочности GAN GR-S Disk при гравийной езде), справедливо предположить, что эта рама несколько тяжелее, чем официальная цифра 990 г для Dogma K8-S.
Pinarello предлагает GAN GR-S Disk в двух вариантах сборки – Shimano Ultegra и Shimano 105. На тесте оказался велосипед с оборудованием более высокого класса Ultegra, оснащенный соответствующим передаточным диапазоном (передние звёзды 52/36T, кассета 11-32T), механическими ручками переключения и тормоза Shimano RS685 и гидравлическими дисковыми тормозами RS805 с роторами диаметром 160 мм. Клинчерные алюминиевые колёса Fulcrum Racing 5 DB "обуты" в шины Vittoria Adventure шириной 35 мм. Дочерний бренд Pinarello - MOST поставляет специальный гравийный алюминиевый руль с широко разнесёнными дропами и штампованный алюминиевый вынос, ну и всё это дополнено седлом fi'z: k Antares.
Общий вес тестируемого велосипеда размера 50 составляет 9,2 кг.
ЕЗДА НА GAN GR-S DISK
С шинами большего объема, накачанными до 2,8 атмосфер, и дополнительным преимуществом задней подвески, неудивительно, что GAN GR-S Disk достаточно плавно движется по неровной поверхности. Как обычно, шины делают большую часть тяжёлой работы по сглаживанию неровностей, однако и задняя подвеска здесь действительно играет роль, особенно при серьёзных ударах: после тестовых поездок каждый раз можно было видеть доказательства того, что задний амортизатор смещался на несколько миллиметров.
Впрочем, при езде мало что свидетельствует о том, что амортизатор играет свою роль: задняя часть GAN GR-S ведёт себя практически также, как и любой другой средне-жёсткий велосипед - без явной мягкости и проседаний, когда вы прикладываете мощность на педали.
Торсионная жёсткость переднего треугольника тоже хороша. Когда встаёшь из седла или вертишь рулём на сложных участках трассы, она ощущается монолитной и предоставляет отличную управляемость.
Однако, как и на других шоссейных велосипедах с задней амортизацией, например, на Trek Domane (имеет амортизатор подседельного штыря), существует определенный дисбаланс в отношении того, как передняя и задняя части работают на земле. В то время как искусный задний амортизатор GAN GR-S Disk делает впечатляющую работу, особенно на тряских поверхностях, таких как замусоренные грунтовые дороги с засохшей грязью, спереди нет какого-либо приспособления для смягчения тряски рук. Заметим, что в большинстве ситуаций это не критично, но трудно не замечать различия в качестве езды двух частей велосипеда, когда дорога становится действительно ухабистой.
Характеристики управляемости GAN GR-S Disk соответствуют требованиям. Длинная колёсная база и смягчённые углы геометрии обеспечивают большую стабильность для уверенного перемещения по скользким дорогам с гравийным покрытием, и вы с большей вероятностью сможете безопасно проходить крутые повороты, не рискуя соскользнуть в них. Если ваше представление о хорошей поездке укладывается в долгие часы в седле, когда вы, не слишком спеша, путешествуете по не самым хорошим дорогам, спокойное поведение GAN GR-S Disk отлично подойдёт для этой задачи.
Кроме того, к универсальной уверенности велосипеда добавляется трансмиссия широкого диапазона (соотношения передач 36-32 вполне достаточно, чтобы подняться на самые крутые склоны, а верхних 52-11 достаточно для самых быстрых спусков) и превосходные гидравлические дисковые тормоза Shimano. Силы торможения более чем достаточно, а точный контроль торможения означает, что вы блокируете колёса только тогда, когда хотите - всё это с лёгкостью нажатия на гидравлический рычаг.
Хотя такая спокойная стабильность является одной из определяющих черт этого велосипеда для гравия (по сравнению с нервным характером истинно гоночных велосипедов), у GAN GR-S Disk можно отметить некоторые особенности.
Так, например, конструкционными особенностями Pinarello ограничивает гамму шин для GAN GR-S Disk. Спереди между ногами вилки только 46 мм пространства, а сзади пространство ещё уже – всего 40 мм, разделяющие левое и правое верхние перья заднего треугольника, а этого едва достаточно, чтобы поместить заявленные максимальные 38-мм шины. Шире, увы, нет, не войдут.
Ещё одно: хотя задняя подвеска хорошо работает, она даёт меньше заявленного максимального хода. На рамах горных велосипедов с полной подвеской фактическое смещение колеса обычно превышает смещение амортизатора, поскольку работает соотношение плеча рычага – ход колеса по отношению к ходу амортизатора редко 1 к 1. Однако на GAN GR-S Disk задний амортизатор почти параллелен направлению движения заднего колеса, а общий ход амортизатора составляет всего 6 мм. Даже с настройкой без предварительной нагрузки на резьбовой хомут (то есть полностью ослабленный амортизатор) редко увидишь ход более 6 мм.
Сильно ограничивает возможности и удовольствие от GAN GR-S Disk и его комплектация. Колёса и шины, пожалуй, слишком тяжелы и их чрезмерная масса вращения доминирует при езде. Каждая из шин Vittoria Adventure, стоящих на этом велосипеде, весит почти 600 г, чему немало способствуют недорогие стальные корды, а камеры добавляют еще 130 г веса каждая. Кроме того, заявленный вес колёс Fulcrum Racing 5 DB составляет приемлемые 1710 г, однако фактический вес - обременительные 1800 г.
Конечно, толстые борта, которые имеют шины Adventure, - это именно то, что вам нужно для более экстремальных гравийных поверхностей, но лишь немногие покупатели GAN GR-S Disk будут регулярно рассекать на кремневых холмах штата Канзас. На более приемлемых дорогах с грязью и гравием такие шины чувствуются слишком жёсткими и мёртвыми. Но хуже всего то, что они даже не такие широкие, как заявляют ярлыки: обе замеренных шины едва дотягивают до 32 мм ширины даже при 3,5 атмосферах. Замена их на нормальные 36-мм шины с гибким бортом и плотностью 120TPI демонстрирует чудеса как в улучшении качества езды, так и в скорости.
По поводу алюминиевого руля и алюминиевого выноса мнения могут быть разные, так что оставим их в стороне. А вот седло fi'z: k Antares имеет изящную форму, но на нём, мягко говоря (но жёстко ощущая), трудно усидеть на неровных дорогах.
РЕЗЮМЕ: ОТЛИЧНАЯ РАМА, НО КОМПЛЕКТАЦИЯ МОГЛА БЫТЬ ЛУЧШЕ
Первый велосипед Pinarello для гравия хорош своей продуманной геометрией и действительно эффективным задним мини-амортизатором: он отлично ездит на плохих грунтовых дорогах и уверенно управляется – как раз то, что нужно, когда поверхность даёт минимальное сцепление. Однако некоторые особенности комплектации тормозят возможности этого велосипеда, который при небольшом апгрейде может стать просто отличной машиной.
Перевод Борис Жуков