Q-фактор — одна из мистических характеристик велосипеда, которая часто обсуждается как важная составляющая правильной посадки. Но что это такое, каково его влияние и как его изменить?
Педали Shimano Dura-Ace имеют вариант с более длинными осями, что позволяет увеличить Q-фактор.
Велосипед — машина с обширными возможностями регулировок. Вы можете изменить настройки практически любого компонента, от высоты седла до ширины руля. Кроме того, можно приобрести различные передние звёзды и кассеты шестерней, чтобы получить подходящее вам соотношение передач.
Но одной из самых сложных характеристик для правильной настройки является Q-фактор велосипеда, или, если проще, ширина между педалями.
Q-фактор — поперечное расстояние между внешними краями двух шатунов в точках крепления педалей, однако чаще Q-фактором называют ширину постановки стоп на педалях.
ЧТО ТАКОЕ Q-ФАКТОР И ПОЧЕМУ ОН ВАЖЕН?
Q-фактор — поперечное расстояние между внешними краями двух шатунов в точках крепления педалей. Это особенность вашей системы шатунов (которую большинство производителей велосипедов указывают на своих веб-сайтах) и технически её невозможно изменить, не меняя систему шатунов.
Однако часто Q-фактором называют также ширину постановки стоп на педалях. Это поперечное расстояние между ступнями при вращении педалей, при котором учитывается, где расположены ступни на педалях, форма и размер педалей и длина осей педалей.
Оптимальная для вашей анатомии ширина расположения стоп может сделать педалирование более эффективным, снизить риск получения травмы и предотвращает трение пяток о шатуны или нижние перья.
Однако Q-фактор влияет не только на педалирование. Например, более широкий Q-фактор уменьшит наклон велосипеда в поворотах, не задевая земли.
Ваша естественная ширина постановки ног вне велосипеда даёт представление о том, какова должна быть ширина между педалями вашего велосипеда.
КАК Q-ФАКТОР ВЛИЯЕТ НА ПЕДАЛИРОВАНИЕ?
Если вы попробуете ходить с широко расставленными ногами, то составите вполне адекватное представление о том, как сказывается более широкий Q-фактор при езде на велосипеде.
Слишком широкое расположение ног на педалях снижает эффективность педалирования и принуждает мышцы работать необычным образом, что может привести к проблемам как с мышцами, так и с суставами. Исследования показали, что при меньшем Q-факторе педалирование более эффективно, чем при большем. Плюс к этому, при более узком Q-факторе может быть небольшое аэродинамическое преимущество.
Ваша естественная ширина постановки ног вне велосипеда даёт представление о том, какова должна быть ширина между педалями вашего велосипеда. Ещё одно связанное измерение - угол постановки стоп на педали, то есть угол, который образуют ваши ноги при вращении педалей. Желательно, чтобы этот показатель был как можно ближе к вашей естественной походке.
Если на вашем велосипеде неправильный Q-фактор, это может вести за собой дискомфорт - часто в коленях, а иногда также в ступнях или бёдрах.
Меньший Q-фактор шоссейных велосипедов обеспечивает эффективное педалирование и улучшает аэродинамику.
Q-ФАКТОРЫ НА ШОССЕЙНЫХ, ГОРНЫХ, ГРАВИЙНЫХ И ЭЛЕКТРО ВЕЛОСИПЕДАХ
• Шоссейные и гравийные велосипеды имеют более узкую каретку и более прямые шатуны, чем горные, поэтому у них более узкий Q-фактор (около 148 мм).
• Большинство велосипедов МТБ имеют Q-фактор примерно на 20 мм шире (порядка 170 мм) из-за более длинной оси каретки и расходящихся от оси шатунов.
• Фэт-байки имеют ещё более широкий Q-фактор, часто 235 мм, чтобы вместить очень широкие шины, и это может оказать заметное влияние на эффективность педалирования.
• У электровелосипедов двигатели с креплением в кареточном узле часто шире стандартных шатунов, что приводит к более широкому Q-фактору. Некоторые новые двигатели электровелосипедов сделаны у́же, чем многие старые, чтобы обеспечить Q-фактор, более похожий на стандартный горный велосипед.
• Трековые велосипеды имеют более узкий Q-фактор, чем шоссейные велосипеды, чтобы улучшить аэродинамику гонщиков.
• Стоит отметить, что Q-фактор велосипеда не зависит от размера рамы. Одна и та же модель шатунов устанавливается на все размеры модели велосипеда, и Q-фактор будет тот же, даже если шатуны длиннее или короче.
Настройка посадки на велосипеде (байкфит) должен учитывать все факторы, которые могут повлиять на комфорт и эффективность педалирования, включая Q-фактор.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МОЙ Q-ФАКТОР?
Большинство людей могут адаптироваться к педалированию с неоптимальным Q-фактором, однако это приводит к смещению коленей относительно середины бёдер и лодыжек во время вращения педалей.
Если колени смещаются внутрь, это признак того, что ваш Q-фактор может быть слишком широк. Если они отклоняются наружу, то Q-фактор может быть слишком узким. Стоит отметить, что это также может быть результатом неправильной высоты седла, поэтому, прежде чем регулировать Q-фактор, важно проверить высоту седла.
Ваш оптимальный Q-фактор во многом зависит от индивидуальной анатомии, в частности от ширины таза. Естественная ширина постановки ног у высоких людей обычно шире, чем у низких, что также нужно учитывать при регулировке Q-фактора.
Настройка посадки на велосипеде (байкфит) должен учитывать все факторы, которые могут повлиять на комфорт и эффективность педалирования, включая Q-фактор.
КАК ИЗМЕНИТЬ Q-ФАКТОР?
Если вы считаете, что текущий Q-фактор вам не подходит, есть несколько способов изменить его.
Регулировка шипов обуви позволяет менять Q-фактор.
• Изменение положения шипа.
Перемещение шипа на подошве велосипедной обуви вправо или влево —первый шаг к изменению ширины постановки стоп на педалях. Большинство велосипедных шипов и соответствующих им систем педалей допускают некоторую регулировку в стороны, которая изменит расстояние между вашими ступнями.
Например, шоссейные шипы Shimano SPD-SL допускают 6 мм смещения в стороны, поэтому вы можете перемещать стопы на 12 мм дальше друг от друга или, напротив, ближе друг к другу.
Шипы Look KEO и Shimano SPD с двумя болтами позволяют смещать их лишь на 2 мм каждый (всего 4 мм регулировки).
Система педалей для шоссейных велосипедов Wahoo Speedplay предоставляет наибольшее смещение положения шипа в стороны с возможной регулировкой 8 мм каждый.
Конечно, вы всегда можете использовать плоские педали с широкими платформами, которые позволяют размещать ноги там, где вам нравится.
Распорные шайбы также помогают увеличить расстояние между центрами педалей.
• Добавление распорных шайб
Установка распорных шайб на о́си педалей может добавить 1–3 мм к вашему Q-фактору. Однако с этим следует быть осторожным, поскольку вы уменьшаете количество витков резьбы педали в шатуне. Резьба шатунов обычно изготавливается из алюминиевого сплава и довольно мягкая, поэтому существует риск сорвать шатун — дорогостоящая ошибка.
Педали Wahoo Speedplay Zero доступны с четырьмя вариантами длины осей.
• Педали с более длинными осями
Если шипы не позволяют установить достаточно широкий Q-фактор, некоторые педали доступны с более длинными осями. Например, педали для шоссейных велосипедов Shimano Dura-Ace и Ultegra предлагаются не только со стандартными осями, но и в модификациях с осями на 4 мм длиннее, что позволяет увеличить Q-фактор.
Напротив, педали Shimano XTR M9120 можно купить с осями на 3 мм короче, чтобы уменьшить Q-фактор.
Педали Wahoo Speedplay Zero (но не другие модели Wahoo) доступны с четырьмя длинами осей, от 53 мм до 65 мм, что обеспечивает обширную регулировку ширины постановки стоп на педалях.
Специальные удлинители могут добавить около 20 мм к длине оси каждой педали.
• Удлинители осей
Также можно приобрести удлинители осей, которые с одной смтороны вкручиваются в шатуны, а с другой стороны имеют резьбу внутри, позволяющую вкрутить в них педали. Они могут добавить около 20 мм к длине оси каждой педали, обеспечивая гораздо более широкий Q-фактор.
Однако, как и в случае с распорными шайбами, это увеличивает угловое плечо нагрузки на ваши шатуны и, соответственно, риск срыва резьбы шатуна или даже его поломки.
Шатуны Rotor Aldhu предлагают различные варианты Q-фактора.
• Шатуны с более широким Q-фактором
Большинство систем шатунов имеют стандартный Q-фактор. Однако, например, у Rotor есть система Aldhu с Q-факторами 147 мм и 152 мм. Это дорогой способ изменить свой Q-фактор, но в сочетании с разной длиной оси и положением шипов может существенно повлиять на ширину постановки стоп на педалях, если текущие настройки вызывают у вас серьёзные проблемы, например, боль в коленях.